Протоиерей Александр Козлов (25.07.1926 - 01.01.2007)
Александр Петрович родился 25 июля 1926 года в селе Дубки Жлобинского района Гомельской области. Его отец, Петр Филиппович, работал старшим стрелочником на железной дороге, мать, Марфа Михайловна, трудилась в колхозе. Родители воспитывали своих детей в вере и благочестии. Когда старшего сына, названного матерью Иваном, крестные принесли в храм, чтобы совершить Таинство Крещения, священник по вдохновению Свыше произнес: «В нашем роду было много священнослужителей, и все они носили имя святого благоверного князя Александра Невского. Я хочу, чтобы этот мальчик стал священником», и нарек ему имя Александр. Родители, услышав рассказ крестных, были очень удивлены таким напутствием батюшки. Из пятерых детей двое умерли в младенчестве, остались Александр, Петр и Нина.
Подрастая, юный Александр часто молился вместе с родителями, помогал им по хозяйству, постепенно становился кормильцем семьи. Перед Великой Отечественной войной он окончил восемь классов местной школы. Во время немецко-фашистской оккупации, рискуя жизнью, они с отцом помогали партизанским отрядам. В это опасное время благочестивая семья посещала скрывавшихся от гонений в отдаленных селениях монахинь. Они совершали совместные моления, вели духовные беседы, читали жития святых. Опытные в духовной жизни монахини воспитывали в будущем пастыре глубокую любовь к Богу. Именно тогда в нем зародилось горячее желание стать священником.
В 1955 году Александр поступил в Жировицкую Духовную семинарию. Своим прилежанием он снискал уважение преподавателей и учащихся, был назначен старостой класса. Через год он познакомился со своей будущей женой, Фаиной Григорьевной Хаткевич, псаломщицей в сельской церкви. Венчание состоялось 20 мая 1956 года в храме села Дворец Гомельской области. Супруги прожили в браке более пятидесяти лет.
В том же году в Вильнюсе Александр Козлов был рукоположен во диакона и направлен в кафедральный собор в Гомеле, в котором прослужил полтора года. Молодой семье приходилось скитаться по квартирам в поисках жилья. В 1957 году родилась дочь Лариса. После закрытия собора в годы хрущевских гонений семья отца Александра вынуждена была переехать в Брянск. Здесь диакон Александр был определен на служение в храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Бежицком районе Брянска. Семью поселили в церковной сторожке.
В 1958 году диакон Александр был переведен из Жировицкой Духовной семинарии в Московскую Духовную семинарию и зачислен на второй курс заочного отделения. В 1961 году у него родились сыновья-близнецы – Александр и Сергей.
В 1962 году Петропавловский храм закрыли, но усердием верующих святыни храма были перевезены в церковь во имя Святой Троицы в поселке Бежичи. В тот период отцу Александру и его семье пришлось пережить тяжкие испытания. Его заставляли отречься от веры, предлагая за это трехкомнатную квартиру, хорошую должность на заводе и прочие земные блага. После решительного отказа отца диакона поместили в психиатрическую больницу. Его семья, матушка и трое малолетних детей, оказалась на улице и осталась без средств к существованию. Господь и добрые люди помогали им в это трудное время.
В конце 1962 года митрополит Орловский и Брянский Антоний (Кротевич, † 1973) рукоположил диакона Александра во иерея и направил для служения в храм во имя Святой Троицы в поселке Бежичи, в котором он служил сначала вторым священником, а потом настоятелем в течение сорока лет. После назначения отец Александр энергично взялся за дело. Богослужения в храме совершались каждое воскресенье и в великие праздники. Началось постепенное благоукрашение храма, приобретение облачений и утвари. В 1965 году архиепископом Орловским и Брянским Палладием (Шерстенниковым, † 1976) иерей Александр был награжден наперсным крестом.
Увеличивалось число прихожан из Бежицкого района, знавших отца Александра как диакона Петропавловского храма. Уставное богослужение, совершаемое четко и искренне, стройное пение, ответственное исполнение треб, помощь людям – все это привлекало множество постоянных прихожан, старавшихся помогать храму и усердно нести послушания. Люди потянулись в храм, для многих он стал родным. В 1971 году иерей Александр был возведен в сан протоиерея. Авторитет священника возрастал. Количество прихожан увеличивалось, приходская община росла. Стараниями отца настоятеля в 1978–1979 годах были расписаны главный алтарь и центральная часть храма. Много сил и средств потребовалось для капитального ремонта, батюшка часто трудился вместе с рабочими, задерживаясь в храме допоздна. В 1981 году был отремонтирован и расписан придел храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 1980–1982 годы сыновья протоиерея Александра служили в армии. Семья и прихожане ждали их с нетерпением, так как они активно участвовали в богослужениях, благоукрашении и жизни храма.
В августе 1983 года в Брянск прибыл митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Он посетил Троицкий храм, остался доволен его благолепием и убранством, поблагодарил настоятеля за труды, а прихожан за любовь и усердие к храму.
В соседних районах храмы еще не были открыты, поэтому православные люди ехали со своими просьбами и нуждами в Бежичи. В праздничные дни в храме часто читались акафисты, за каждым богослужением зачитывались выдержки из творений святых отцов или произносилась проповедь.
В 1986 году младший сын батюшки иерей Сергий был переведен из города Клетни в Троицкий храм четвертым священником. В 1988 году старший сын батюшки иерей Александр по болезни также был переведен в храм к отцу.
В марте 1994 года произошло отделение Брянской епархии от Орловской. На Брянско-Севскую кафедру был назначен архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Отец Александр по благословению Владыки стал секретарем Епархиального управления, благочинным 1-го Брянского округа и духовником Брянской епархии.
За усердное служение Церкви протоиерей Александр в 1971 году был награжден палицей, в 1978-м – крестом с украшениями; в 1986-м – митрой, в 1988-м – орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени, в 1990-м – правом служения с отверстыми царскими вратами до «Херувимской», в 1994-м – правом служением с отверстыми царскими вратами до «Отче наш»; в 1998 году, ко дню Святой Пасхи, – орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
Со временем от постоянных трудов и забот здоровье отца Александра пошатнулось. Он стал часто болеть. 11 марта 2002 года протоиерей Александр Козлов по его прошению был освобожден от обязанностей настоятеля и назначен почетным настоятелем Троицкого храма. Преемником батюшки стал его сын – протоиерей Александр Козлов.
В апреле 2002 года на Брянскую кафедру был назначен епископ Феофилакт (Моисеев). Новый Владыка с большим уважением отнесся к отцу Александру, ободрял его, поддерживал, посещал в больнице и дома.
Будучи за штатом, батюшка часто бывал в родном храме, оказывал посильную помощь причту, но богослужение совершал очень редко. В 2005 году протоиерей Александр ко дню восьмидесятилетия, в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви, был награжден Патриаршей грамотой.
С середины 2006 года отец Александр уже не мог самостоятельно передвигаться. Сидя на кровати, он совершал молитвы, беседовал с приходившими к нему за советом и молитвой людьми. В конце года батюшка слег, за ним постоянно ухаживали матушка и дочь. К Новому году ему стало совсем плохо, сердце отказывало, он с трудом принимал пищу. Его несколько раз причастили, совершили над ним Таинство Елеосвящения.
В первый день нового года отец Александр снова исповедовался и причастился, после чего испросил у всех прощения и потерял сознание. Вечером при чтении канона и молитв на исход души протоиерей Александр тихо отошел ко Господу.
2 января 2007 года в сопровождении священнослужителей, прихожан, соседей и родных почившего батюшку перенесли в храм, где было совершено вечернее заупокойное богослужение. На следующий день после заупокойной Божественной литургии в храм прибыл епископ Брянский и Севский Феофилакт, который возглавил чин отпевания. Перед погребением он произнес проповедь, в которой кратко рассказал о жизни и заслугах покойного. Затем гроб с телом усопшего пастыря был обнесен вокруг храма, доставлен на кладбище и похоронен согласно его завещанию рядом с могилами его родителей и сродников.